Как открыть микрофинансовую организацию
Микрофинансовые организации занимаются выдачей займов, но не относятся к банковским учреждениям. Проценты по кредитам МФО считают по дням. Открыть микрофинансовую организацию разрешается в формате ООО (самый популярный вариант) или АО.
Какие виды микрофинансовых организаций существуют
МФО могут быть микрокредитными (действующими под аббревиатурой МКК) или микрофинансовыми (МФК). К ним предъявляются определенные требования:
- Величина уставного капитала МФК не меньше 70 млн рублей, МКК — 10 тыс. рублей.
- МФК разрешается привлекать не менее 1,5 млн рублей от физических лиц, не признанных учредителями. МКК могут принимать любые суммы денежных средств только от учредителей.
- В наименовании организации должно содержаться указание на ОПФ и вид МФО.
- МФК разрешен выпуск облигаций. МКК не имеют такого права.
- МФК может вести работу по нескольким направлениям, предлагая частные инвестиции, займы для МСП, онлайн и офлайн кредиты частным лицам.
На практике при регистрации МФО для начала работы требуется внести 500 тыс. рублей. Это обеспечивает нормальную работу организации.
Регистрация МФО в ИФНС
Зарегистрировать микрофинансовую организацию разрешается только как юридическое лицо. В ИФНС следует передать пакет документов, включающий:
- заявление на регистрацию (форма Р1101);
- устав, напечатанный в двух экземплярах;
- документ, подтверждающий оплату пошлины;
- протокол собрания учредителей;
- документы, в которых указывается юридический адрес.
При регистрации МКК могут потребоваться и другие документы. Деятельность МФО подпадает под общую систему налогообложения, поэтому заявление на переход на специальный режим принято не будет.
Регистрация должна выполняться за три рабочих дня. При соответствии документов и порядка организации установленным правилам орган налоговой службы передает заявителю документы. В их число входят свидетельство о постановке на учет, один экземпляр устава, лист ЕГРИП (форма Р50007).
Внесение МФО в реестр Центробанка
Осуществлять свою деятельность в законном порядке МФО сможет только после включения информации о ней в реестр Центрального банка. Регистрация в ЦБ проходит в заявительном порядке с предъявлением документов, среди которых:
- заявление о внесении информации;
- копия устава;
- копия решения о регистрации организации;
- копия приказа о назначении руководителя;
- сведения об учредителях;
- данные об юридическом адресе;
- документ, подтверждающий оплату пошлины;
- справка о неимении судимости у руководителей организации и учредителей;
- правила внутреннего контроля.
Сведения о внесении информации в ЕГРЮЛ Центральный банк запрашивает в налоговой службе самостоятельно.
Документы следует подавать в территориальные учреждения ЦБ. Их контакты представлены на сайте Центробанка. Регистрация должна проходить в течение месяца. После внесения информации в реестр организация может приступать к работе. Осуществляя свою деятельность, МФО должны соблюдать установленные законы и требования ЦБ. При их несоблюдении они исключаются из реестра и прекращают свою деятельность.
Перед открытием МФО стоит разработать подробный бизнес-проект. В нем необходимо предусмотреть расходы на аренду или покупку офиса. Помещения необходимы для ведения деятельности и для предоставления юридического адреса при регистрации. Потребуется найти квалифицированный персонал, сформировать начальный капитал. Важно также грамотно провести рекламную компанию. В этой сфере конкуренция очень высока, и выделиться на фоне успешных конкурентов сложно. Однако выгодность МФО очевидна, поэтому траты окупаются быстро.