Инвестиционные платформы становятся банками для малого бизнеса
В России есть разные платформы для инвестиций. Например, не первый год успешно собирают деньги краудфандинговые площадки, помогающие предоплачивать товары, существующие на уровне идеи. Но называть их чисто инвестиционными нельзя.
Говорить об инвестплощадках, как о финансовом инструменте, стало можно только после появления федерального закона №259. Он был подписан в июле 2020 года. В 2021-ом специалисты Центробанка попробовали подвести первые итоги востребованности новых краудинвестинговых платформ.
Количество желающих зарегистрировать инвестиционную платформу радует Банк России
Новый бизнес в сфере инвестиций в России ждали давно. Первые платформы были зарегистрированы летом 2020 года. С тех пор сектор этой финансовой услуги растёт стремительно. По данным на апрель 2021 года, в госреестр инвестиционных платформ было внесено 35 организаций, и 10 стояли в очереди на согласование своих документов. На конец октября в реестре уже 51 площадка, а сколько операторов ждут ответа от центробанковского департамента структур финансового рынка, чтобы зарегистрировать инвестиционную платформу, знают только в кабинетах регулятора.
Руководитель экспертной группы службы по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг Банка России Юрий Божор убеждён, что будущее у этого инструмента финансирования светлое. Особенно после того, как министерство экономики начало подписывать соглашения с операторами краудинвестирования.
В основе работы площадки лежит простейшая схема
Есть малый и средний бизнес, нуждающийся в оборотных средствах. Он неинтересен банкам. Есть инвесторы, пристраивающие свои свободные средства. Инвестиционные платформы их соединяют. Кредитные деньги под 17-27% годовых собираются для нового клиента за 10-14 дней, для постоянных бывает достаточно и 40 минут.
На операторе площадки лежит ответственность за проверку клиента, за презентацию его перед инвесторами, за перечисление собранных сумм заёмщику и за своевременный возврат долга с процентами. Почти все работающие площадки берут за свои услуги с заёмщика 3% от собираемых инвесторами сумм. На это и живут.
Если у площадки есть договор с министерством экономики, то она интереснее тому, кто пришёл за деньгами. Потому что ему вернут из федерального бюджета до 5% от объема привлеченного финансирования. В 2021 году на эти цели заложено 20 млн рублей. Но если малый бизнес увидит в краудинвестинге своё спасение и возможности для развития, правительство согласно дать больше.
Смыслы господдержки краудинвестинговых площадок считываются легко
Самыми любимыми заёмщиками на площадках считаются мелкие и средние предприниматели, работающие по государственным и муниципальным заказам. Он будет гарантированно оплачен. И деньги вернутся к инвестору. Но без оборотных средств мелких и средних предпринимателей к контрактам не допустят. Выгода государства: Больше доступа к деньгам у желающих стать поставщиками – больше конкуренции в сфере госзаказа.
С другой стороны пулы инвесторов собираются не только из неквалифицированных желающих получить прибыль, вложив свободные средства. Основной костяк этих пулов -институциональные игроки. Ведь банкам, пенсионным фондам, страховым компаниям тоже надо куда-то прибыльно вкладывать деньги своих клиентов. Все они регулируются Центробанком. Так что его заинтересованность тоже очевидна.